Заводчик: Лесина Наталья

 

Адрес: Санкт-Петербург,

ул. Народная

м. Ломоносовская

Как научить шпица делать кувырок?

Лучше всего начинать обучение на мягкой, ровной и сухой поверхности. Во время разучивания кувырка дрессировщик держит лакомство либо в правой, либо в левой руке, в зависимости от того, трюку в какую сторону он начинает обучать собаку. Начинать упражнение собака должна из положения лежа.

Шаг первый.
Чтобы собака научилась кувыркаться через правый бок, я подношу правую руку с лакомством к ее носу и начинаю медленно отводить через левое плечо к хвосту так, чтобы оно тянулось за рукой. Как только это произошло, я хвалю собаку и скармливаю кусочек лакомства.

Шаг второй.
Когда пес смело поворачивается за кусочком к хвосту, начинаем медленно заводить кусочек через плечо за лопатки собаке так, чтобы она завалилась на бок, и отдаем кусочек в этом положении.

Шаг третий.
Когда животное твердо усвоило, что нужно заваливаться на бок, продолжаем вести кусочек так, чтобы она потянулась за ним и перевернулась на спину. Оказавшись лежащей на спине, собака получает поощрение в виде лакомства.

Шаг четвертый.
Иногда этот шаг не требуется, поскольку собака сама доделывает упражнение. Если собака остается лежать на спине, необходимо руку с кусочком переместить к груди собаки между лапами и аккуратно подталкивать лапу, тем самым помогая собаке доделать упражнение.

Шаг пятый.
Так мы собрали по цепочке упражнение целиком и вводим команду "Але!". Действие руками остается тем же, пока собака не усвоит команду.

Как научить шпица команде "кружись".

Как научить шпица команде "кружись".

Упражнение выглядит так: дрессировщик стоит на одном месте, а собака, под его управлением, крутится перед ним вокруг своей оси — в любую сторону, на выбор дрессировщика.

Встаньте лицом к собаке и возьмите в правую руку "мишень"что-нибудь такое, что очень нравится собаке.Дайте команду, например «вертись» или «кругом» (можно придумать любую другую). Совершая круговое движение рукой с «мишенью», ведите за ней собаку.
Как только собака опишет полный круг, отдайте ей «мишень», похвалите собаку, поощрите лакомством.
На 5-7-м занятии попробуйте управлять собакой только движением руки, в которой не будет «мишени»,как только собака сделает то, что нужно, обязательно подкрепляйте это игрой или лакомством.
Потом постепенно увеличивайте паузу между совершением поворота и подкреплением.

Не торопитесь, не раздражайтесь, не переутомляйте собаку, и у вас все получится.
(материал с сайта дрессура.ру)

"Контакт глазами" или "Гляделки"

E-mailПечатьPDF

"Контакт глазами" за пять секунд или игра в гляделки

 "Контакт глазами", "визуальный контакт", "фокус", "концентрация" - это разные названия одного и того же навыка, который используется в очень многих профессиональных методиках дрессировки собак и даже является базой, на которой строятся упражнения по послушанию в различных видах кинологического спорта, таких как IPO, Obedience. В обиходе российские дрессировщики называют упражнение по выработке этого навыка "гляделками". В этой статье очень хорошо рассказано, как организовать обучение "гляделкам" правильно, чтобы не только научить собаку внимательному ожидающему взгляду, но и сделать так, чтобы собака становилась "активно" внимательной, если далее предстоит работа. /Редакция журнала "Дрессировка и спорт"/
Как вам такая идея, впечатляет? Пять секунд! Не минут, и не дней или недель. Сейчас мы говорим не о"соревновательном", безукоризненном контакте глазами, а о таком, при котором мы можем получить от собаки ясную реакцию: "Я тебя понимаю", которая следует сразу за реакцией: "Это? То, что ты хочешь?". Мы не устаем улыбаться, когда мы видим, что собака достигает этой стадии понимания.
Это очень простое, однако элегантное упражнение, описанное ниже, автор использует на всех тренингах - для щенков, по общему послушанию и соревновательных - для того, чтобы положить началу чудесному обоюдному процессу коммуникации, который дает контакт глазами паре человек-собака. Это упражнение может быть полезно в большей степени проводнику, нежели собаке, потому что учит его более эффективно работать с моментом поощрения и наказания, используя при этом метод обучения, который позволяет поддерживать высокую мотивацию собаки во время выполнения упражнения.
Восемьдесят процентов собак и проводников достигают успеха немедленно. На наших занятиях бывает обычно только одна или две собаки, у которых возникают проблемы по причинам, которые я поясню ниже. Самая потрясающая часть упражнения для инструктора - видеть реакцию хозяйки, собака которой начинает осознавать, чего от нее хотят.

Фронтальная посадка
Чтобы начать работу над контактом глазами со щенком или взрослой собакой, мы сначала учим их с помощью лакомства сидеть перед владельцем. Для того, чтобы правильно использовать лакомство и привести собаку в фронтальную позицию, рука с лакомством держится выше головы собаки, но при этом плотно прижимается с телу проводника, в таком положении, как будто он застегивает молнию на брюках. Если держать лакомство над головой собаки, то это приведет к тому, что собака отодвинется от проводника. А нам нужна близкая, фиксированная посадка.
Понятно, что животное должно быть хорошо мотивированным на еду. Если собака не заинтересована в корме, то достаточно трудно заставить ее сидеть, не говоря уже о контакте глазами. Собаки, которые заинтересованы в лакомстве, будут активно работать за него, и не только потому, что хотят его съесть.
Большинство собак, не заинтересованных в лакомстве, не интересуются им потому, что их перекармливают или вовсе неправильно кормят, но есть и такие собаки, у которых от природы отсутствует нормальный, активный аппетит. Проводник также может столкнуться с проблемами, если его собака нервная, пугливая или слишком робкая. Для большинства таких собак успех приходит как только они становятся более уверенными во фронтальной позиции.
Если у собаки есть высокий интерес к объекту-добыче, то можно использовать мячики или игрушки для того, чтобы ими мотивировать любое вызванное поведение. Поскольку уровень драйва при использовании игрушки может быть больше, чем при использовании лакомства, многие проводники бывают просто ошарашены слишком буйной реакцией собаки на игрушку. Вот почему мы рекомендуем начинать работать именно с лакомством.
Обусловленный контакт глазами
Как только собака начинает стабильно сидеть в положении перед проводником, мы начинаем обучать ее обусловленному, не вызванного визуальными сигналами, контакту глазами.
Собака с помощью лакомства переводится в положение сидя перед проводником, как это описано выше. После этого проводник прячет руку за спину. И ничего не говорит, абсолютно ничего!!! Когда собака поднимет глаза и встретится с проводником взглядом, ее тут же хвалят и дают лакомство.
Ошибки собак
Что может произойти перед тем, как собака начнет искать ваш взгляд?
Поскольку лакомство исчезло, первая вещь, которую может сделать собака - это попытаться его найти. Обычно собаки лишь мельком пытаются взглянуть за спину проводника с обоих сторон перед тем, как поднять глаза (то, что руки держатся за спиной, а не по бокам, позволяет привести ситуацию к виду "черное-белое" как для собаки, так и для проводника). Через несколько секунд собака требовательно посмотрит в глаза проводника, как бы говоря: "Ну, где оно?". Как инструкторы, мы всегда ощущаем некоторый трепет, также как и проводник, который начинает чувствовать обратную связь со своей собакой.
Иногда собака может встать, чтобы найти лакомство или начать делать что-то другое. В этом случае проводник должен снова достать руку с лакомством и с помощью него снова посадить собаку перед собой. Чтобы работу можно было продолжать, собака должна быть заинтересована в лакомстве. Некоторые собаки, особенно те, кто начинают занятие, но постоянно направляются лакомством, начинают избегать действия, оглядываясь вокруг или опуская голову вниз. Проводник в этом случае должен просто переждать, ничего не говоря. Даже такие собаки в конце концов бросают взгляд на проводника, ища его глаза. Похвала и награда в этом случае должны последовать незамедлительно.
Собаки быстро усваивают, что фронтальная позиция, когда руки проводника опущены вниз означает, что "игра" начинается, то есть чем скорее ты встретишься с хозяином взглядом, тем скорее он даст лакомство. Для спортивных собак, которые готовятся для соревнований, одна из целей обучения обусловленному контакту глазами заключается в том, чтобы перенаправить драйв от мячика или лакомства на занятие фронтальной позиции. Мы поясним эту концепцию ниже. Для собак фиксированная позиция перед проводником - это более чем половина навыка подхода по команде. Хороший подход базируется как на том, чтобы сделать его для собаки приятным, так и на понимании ею фронтальной позиции.
Ошибки проводника
Какие же ошибки совершают проводники? Чаще всего они бывают нетерпеливы и пытаются действовать за собаку, производя шум, зовя собаку по кличке, наклоняясь к ней и пытаясь поймать ее взгляд, трогая собаку и т. п. Спокойствие - ключевое слово. Чтобы мотивационная дрессировка работала наилучшим образом, необходимо, чтобы собака сама набрела на правила обучения. Проводник не может учиться за свою собаку, он всего лишь выстраивает ситуацию таким образом, чтобы собака начала учиться.
Вторая ошибка, которую может сделать проводник, состоит в том, что он видит, что контакт глазами есть, но не реагирует достаточно быстро, чтобы вовремя это вознаградить; похвала заканчивается, когда контакта уже нет. Для инструктора не всегда является возможным увидеть, когда собака только встречается глазами с проводником, обычно видно только, что выражение лица проводника изменилось. Когда мы видим это, мы спрашиваем, был ли контакт глазами.
Если ответ утвердительный, мы можем тогда указать, что собака не получила никакой обратной связи в нужный момент. Для проводника требуется несколько повторений, чтобы начать реагировать соответственным образом. Собаки обычно терпеливы, потому что там находится лакомство, которое их удерживает.
Спортивные группы
Если собака должна быть подготовлена для соревнований, мы начинаем систематически корректировать и проверять навык. Перед этим собака должна быть способна быстро установить контакт глазами как во фронтальной позиции, так и в положении рядом с проводником, хотя бы в течение нескольких секунд. Лакомство или игрушку можно давать случайным образом после того, как собаку хвалят или отпускают.
Большинство проводников автоматически обнаруживает ключ к исправлению невнимания и, таким образом, к увеличению продолжительности контакта глазами: если собака теряет контакт или даже перемещает взгляд в сторону, где снова должно появиться лакомство - они ждут. Когда собака снова возвращает взгляд, поведение возврата взгляда закрепляется, так как собака сама исправила его и таким образом обнаружила важное правило: нет работы - нет награды.
Когда собака уже достаточно подготовлена, мы можем начать фазу проверки, где преднамеренно устраиваются различные отвлечения, чтобы сделать правильное выполнение собакой навыка более сложным. Как только собака научится игнорировать посторонние раздражители, нужное поведение будет хорошо закреплено.
Например, проводник принимает основное рабочее положение с собакой перед ним. При этом руки могут находиться в естественном положении по бокам; лакомство или мяч зажаты в руке. Резко дерните плечом. Собака взглянет на плечо или на руку. Если рука остается там, где была, собака должна немедленно возобновить контакт глазами. Снова дернитесь... и снова, пока собака не перестанет поддаваться на отвлечение. Похвала и награда следуют как обычно.
Постепенно можно переходить от дерганий плечом к сбросу игрушки или лакомства из поднятой руки. Когда вы бросаете лакомство, можно использовать поводок, чтобы не дать собаке достать лакомство преждевременно.
Также можно использовать переключение собаки на мяч, который в качестве коррекции убирается от пасти, чтобы начать упражнение снова. В качестве поощрения собака отпускается к мячу или лакомству, одновременно с командой "возьми".
После этого этапа уже можно двигаться к началу обучения контакту глазами и вниманию во время движения рядом и перемещений. Тем проводникам, кто для направления или мотивирования нужного поведения использует поводок, чтобы исправить невнимательность собаки, следует повторять фазы проверки и коррекции с помощью рывка поводком.
Заключение
Когда вы обучаете контакту глазами мотивационным методом, не должно быть никаких команд или касаний собаки, только простая схема: есть вознаграждение - нет вознаграждения. Поскольку основные рабочие позиции, "рядом" и фронтальная, автоматически подразумевают внимание собаки, пока не будет дано другой команды, мы предпочитаем в течение этой фазы не использовать команду на привлечение внимания. Позже, если в этом будет необходимость, может быть введена специальная команда, означающая включение внимания. Кроме того, начинающие проводники имеют тенденцию неправильно использовать команды включения внимания, полагаясь в обучении собаки на произнесенные слова, а не на действия.
Описанный метод обучения контакту глазами развивает в проводнике навык своевременной реакции на действия собаки, терпение и способность "видеть". Все это дает проводнику умение предугадывать поведение собаки и таким образом эффективно реагировать на него. Мотивационный тренинг убирает акцент с контроля над животным со стороны хозяина и делает больший акцент на надежность собаки по отношению к поставленной задаче. Для некоторых проводников такой вид двустороннего общения создает самый приятный вид партнерства.
Собака учится решать проблемы, она меньше полагается на проводника, надеясь получить помощь от него, и таким образом обучается быстрее, за счет того, что находит свое собственное решение. Многие собаки будут чувствовать меньшее давление, если их проводники позволят им активно искать правильное решение самостоятельно. Собака будет работать с большей отдачей, потому что она усвоила правила работы: чем скорее ею будет предложено правильное поведение, тем скорее будет вознаграждение.
Навыки могут корректироваться и проверяться с наименьшим стрессом для собаки, поскольку драйв или мотивация к объекту-вознаграждению остаются высокими. Собака может быть скорректирована, но тем не менее в ожидании вознаграждения продолжать активно работать и искать правильное решение. Для мягких или неохотно работающих собак такой способ обучения является важным и необходимым.
"Предельная готовность" в вырабатываемом поведении может быть достигнута уже во время начального этапа процесса обучения (что исходит из генетики собаки) за счет ожидания поощрения.
Через некоторое время потребность следить за рукой с лакомством и передвижки в стороны должны исчезнуть, так как собака научится направлять свое желание получить вознаграждение в ровную посадку перед проводником или рядом с ним, в сочетании с контактом глазами. Собака направляет всю энергию, созданную желанием награды, в поведение, которое хочет видеть проводник.
Навыки обучения, которые усваивают проводник и собака, а также очень нужное на практике поведение внимания сослужат хорошую службу как отношениям в тандеме человек-собака, так и прогрессу в тренировках по послушанию. Будет ли в дальнейшем проводник придерживаться методов бесконтактной дрессировки, мотивационного обучения или сочетать их с коррекцией поводком, принудительной дрессировкой - это уже зависит от его персональных предпочтений. Но коммуникация уже началась.
перевод Н. Вознесенской
По материалам журнала "Дрессировка и спорт" № 7 зима 2003-2004

10 правил в дрессировке собаки!

E-mailПечатьPDF

 

10 основных правил в дрессировке, которые помогут при обучении собаки для достижения контакта и взаимопонимания!

 1. Никогда не разрешать запретного.

Пример:

Вы хотите, чтобы собака не попрошайничала. Обычно вы не даете собаке кусочки со стола, но иногда можете себе это позволить. Результат - собака будет терпеливо ждать того долгожданного момента, когда вы наконец дадите ей заветный кусочек. Тем самым вы даете ей надежду, а ждать они умеют! В дрессировке это называется вариативным подкреплением, которое характеризуется тем, что награда выдается не каждый раз, а в случайном порядке. Вариативное подкрепление гораздо эффективнее постоянного. Причем, чем больше интервалы между подкреплениями в вариативном режиме, тем сильнее он стимулирует поведение. Следовательно, если вы хотите, чтобы собака чего-то НЕ делала, то НЕ позволяйте ей этого никогда, придерживайтесь постоянства в своих требованиях.

2. Никогда не отменять данного приказания.

Если вы дали собаке какую-либо команду - обязательно добейтесь ее выполнения, поощрив собаку! Иначе ваши команды обесценятся для собаки.

3. Никогда не запрещать того, что можно допустить.

Пример:

Если при дрессировке собаки вы не следите за четкостью и правильностью выполнения действия, то и не требуйте в дальнейшем от собаки нормативного выполнения команды.  Например, при обучении команде "Сидеть" вы допускали неровную посадку, собака заваливалась на сторону. Потом вы вдруг решила, что так неправильно и стали требовать от собаки правильной ровной посадки, но собака уже была научена, что неважно как сидеть, главное сидеть, следовательно, вы не в праве теперь от нее этого требовать и злиться на нее - ведь ей вообще все равно, как именно сидеть. Это ваше допущение. Собаку просто придется заново учить команде, либо оставить как есть.

4. Как только ты станешь понятным собаке - всё в твоих руках.

С собакой необходимо говорить на собачьем языке, то есть ваши действия должны быть понятны собаке и целесообразны для нее.

5. Не обмани собаку ты, а собака не обманет тебя.

Пример:

Например, вам необходимо сделать собаке укол, которого она боится. Собака забивается под диван, а вы пытаетесь ее оттуда выманить. Она любит гулять и знает это слово. Вы пользуетесь этим и говорите: "Идем гулять", хотя на самом деле не собираетесь этого делать. Собака радостно выбегает к вам, виляя хвостиком - тут-то вы ее и хватаете. Тем самым вы обманули собаку и подорвали ее доверие! Теперь ваша собака сначала 100 раз подумает, прежде чем выполнить ваши требования, следовательно, контакт между вами нарушен.

6. Если собака делает что-либо ошибочно, то это доказывает лишь ошибочность способа твоего обучения.

Пример:

Например, вы обучаете собаку хождению рядом с использованием пищевого подкрепления. У вас в руке кусочек, которым вы поощряете собаку за правильное выполнение нужного вам действия. Собаке все равно - идти рядом с левой ногой, или спереди, или чуть сзади, или вообще вприпрыжку! Как вы ее научите, так она и будет ходить. Следовательно, если при обучении вы держали руку с кусочком слишком высоко - собака будет идти рядом вприпрыжку, пытаясь дотянуться до кусочка. Если вы держали руку не рядом с ногой, а спереди - собака научится ходить рядом не с ногой, а перед вами и так далее. То есть, все дело в четкости и правильности обучения. Если собака выполняет какое-либо действие неправильно, значит вы неправильно ее этому научили.

7. Береги собаку и заботься о её здоровье.

Если вы заметили странности в поведении вашей собаки (излишняя агрессия, нервозность, возбудимость...) - исключите для начала вероятность заболеваний, посетив ветеринара. Ведь некоторые проблемы поведения можно устранить, решив проблемы со здоровьем.

8. Не требуй от собаки невозможного, непонятного.

Ваши действия должны быть мотивированными и целесообразными для собаки. Если вы требуете от собаки то, что она сделать не в состоянии - доверие и уважение падает. Требования вожака-хозяина должны быть разумными.

9. Лучше сделай недооценку способностей собаки, чем переоценку их.

Пример:

Вы считаете, что ваша собака идеально выдрессирована. Она отлично работает у вас при отвлекающих факторах, выполняет команды беспрекословно. Идя с ней вдоль шоссе вы не берете ее на поводок, так как она идеально ходит рядом. НО - собака - живое существо! Подумайте о том, что на другой стороне дороги ей может что-то показаться, например, знакомый человек. Или она увидит знакомую собаку, с которой любит играть, или кошку, а может течную суку - вариантов много! При самом идеальном послушании один раз она может сорваться с команды и, это может стоить ей жизни.

10. Потеря уважения собаки равносильно гибели дела.

Если вы обманывали вашу собаку, требовали от нее что-то непонятное, нецелесообразное и непосильное, с точки зрения собаки, если вы наказывали собаку просто, чтобы выплеснуть свой гнев - вы окончательно подорвали доверие и уважение вашей собаки, следовательно, она не станет вас слушаться и считать вожаком.

10 правил взяты у В.Языкова "Собаки на военной службе" 1927г.
Примеры и объяснения приведены Евгенией Волчковой,
старший инструктор по дрессировке собак КЦ "Джильда",
эксперт по рабочим качествам.

Памятка хозяевам при воспитании собаки

E-mailПечатьPDF

Как наладить контакт и взаимопонимание.

Как следует себя вести с собакой

1. Вы сможете достигнуть послушания вашей собаки только, если между вами установлен контакт и доверительные отношения и, если ваша собака не находится в состоянии стресса.
2. Ваша задача – объяснить собаке, что вы являетесь самым большим источником удовольствия, центром Вселенной, лучше всего и всех на свете.
3. Если вы хотите дать собаке лакомый кусочек - попросите ее выполнить любую команду. Не давайте кусочки даром.
4. Общайтесь с собакой эмоционально и искренне, ласковым голосом.
5. Вы должны вести себя независимо, спокойно, действовать четко, принимать на себя ответственность в критических ситуациях.
6. Вы определяете для нее время кормежки, гуляния, продолжительность занятия, конечно, учитывая индивидуальные особенности вашей собаки.
7. Станьте для вашей собаки учителем!

 Чего НЕ надо допускать в воспитании собаки

1. Собака не должна спать на вашем диване, кровати, кресле, если вы не хотите, чтобы однажды она вас туда не пустила. В исключительных случаях вы можете ей это позволить, но только по вашей команде. Без вашего разрешения она этого делать не должна. Если же вашей собаке нравится спать на мягком - купите ей собственный диван или кресло.

2. Нельзя подкармливать собаку со стола, если вы не хотите, чтобы она попрошайничала, пускала слюни, заглядывала вам в рот, когда вы или ваши гости едите. Если вы хотя бы 1-2 раза давали ей со стола - она будет долго и упорно ждать заветного кусочка, это называется вариативное подкрепление.
3. Не уступайте капризам или претензиям собаки – игнорируйте их.
4. Играть и ласкать собаку следует тогда, когда этого хочется вам, а не когда собака сама этого требует. При несоблюдении данного правила собака может начнет требовать от вас нужного ей действия, то есть начнет управлять вами.
5. Недопустимо грызть ваши руки или ноги - когда щеночек подрастет, то это будет уже не так умилительно, как в детстве. Переключайте ее внимание на игрушки или лишайте собаку своего общества на какое-то время, если переключение внимания не помогает.
6. Если собака не доела еду - убирайте миску либо сократите порцию. Она не умрет с голоду, а научится в следующий раз доедать до конца.
7. Не нарушайте индивидуальную дистанцию собаки. У каждого индивидуума она своя.
8. Избегайте наказания как способа воспитания!!
9. Если собака тянет на поводке или проявляет агрессию к вам или к посторонним, значит у вас отсутствует контакт, доверие и взаимопонимание с вашей собакой. В этом случае обратитесь к зоопсихологу, пройдите курс дрессировки на послушание, а не наказывайте вашу собаку.

Евгения Волчкова,
старший инструктор по дрессировке собак КЦ "Джильда",
эксперт по рабочим качествам.

Формула успеха в дрессировке собаки

E-mailПечатьPDF

Формула успеха в дрессировке - это:

Знания + Умения = Навык 

В.В. Гриценко

Что такое Знания?
- информация, которую собака получает на первых 3-5 занятиях по дрессировке с инструктором без отвлекающих факторов;
- формирование представления о необходимом действии;
- формы научения формируют Знания.
Что такое Умения?
- несовершенный навык, появляется у собаки примерно после пятого занятия по дрессировке с инструктором;
- первичная автоматизация, когда действие выполняется с ошибками и медленно;
- способы дрессировки формируют Умения.
Для достижения Умений требуется примерно 2000 повторений.
Что такое Навык?
- действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэтапной сознательной регуляции и контролем;
- действие, которое воспроизводится безотказно, быстро и однообразно независимо от внешнего влияния (работа собаки при отвлекающих факторах);
- на скорость формирования Навыка влияют:
мотивация, потребность, способность к научению, подкрепление, режим тренировки, опыт животного.
Для доведения до Навыка требуется примерно 5000 повторений.

Дугими словами, Навык - это автоматизация действий, и достигается он только путем многократных повторений и каждодневных тренировок!

Формирование навыка
имеет несколько этапов:
1) конструирование навыка;
2) первичная автоматизация (когда выполнение команда доводится до автоматизма) или формирование умения;
3) первичная дезавтоматизация (когда собака начинает себя вести так, как будто забыла всё, чему её учили) (не всегда бывает);
4) вторичная автоматизация;
5) этап вторичной дезавтоматизации навыка.

Что такое дрессировка?

E-mailПечатьPDF

Дрессировка - (от франц. dresser — выправлять, обучать, дрессировать), целенаправленное обучение животного с целью выработать и закрепить у него определённые (нужные человеку) действия и навыки, реакцию на команды дрессировщика.Дрессировка предполагает многократное повторение постепенно усложняющихся упражнений.

Другими словами, дрессировка подразумевает деятельность человека по формированию у животных каких либо форм поведения, необходимых для управления ими в хозяйственных или иных целях. Нам необходимо научить животных понимать наши требования и выполнять необходимые нам действия в нужное для нас время и в определенном месте.

Только участие человека в процессе научения дает право назвать этот процесс дрессировкой. Человек, как дрессировщик, определяет цель, формулирует задачи и в соответствии с этим организует процесс их осуществления, выбирая соответствующие методы и способы воздействия на животное.

Научение у животных - приобретение и накопление в течение их жизни определенного опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности в соответствии с конкретными условиями подчиняется определенным биологическим законам, знание о которых составляет теоретические основания дрессировки.

Теория дрессировки основывается на данных таких наук как зоопсихология, генетика и эволюция поведения, этология, физиология высшей нервной деятельности и нейрофизиология. Предметом теории дрессировки является поведение и научение животных. Теория дрессировки реализуется через свои методы.

Метод дрессировки можно определить как совокупность специфических теоретических и практических положений, определяющих действия дрессировщика в процессе формирования поведения животных. Конкретный метод дрессировки должен отражать специфику определенной формы научения и заключаться в воспроизведении ее закономерностей и особенностей в условиях дрессировочного процесса.

В настоящее время различают следующие формы научения: негативное научение (привыкание), имитационное научение (подражание), латентное научение, импринтинг (запечатление), образование классических условных рефлексов, образование инструментальных условных рефлексов, научение по типу доминанты и когнитивные формы научения, основанные на мыслительных возможностях животных.

Практические основания дрессировки составляет техника дрессировки, то есть способы и приемы воздействия на животных с целью воспроизведения и закрепления той или иной реакции. В дрессировке известны способы наталкивания, наведения, альтернативного поведения, пассивной флексии, отбора поведения, оборонительного поведения, подражания, агрессивного и игрового поведения.

Методика дрессировки определяет выбор потребности и мотивации, приемы их формирования, вид и режим подкрепления, продолжительность и периодичность занятий, этапность отработки навыка, организацию тренировочного процесса и так далее.

Принято различать общую, спортивную и прикладную дрессировку. Общая, включая в себя воспитательную дрессировку, служит для организации общежития человека и животных. Задачами спортивной дрессировки являются оценка возможностей и особенностей собаки, развитие ее задатков и освоение навыков имеющих определенное практическое значение. О прикладной дрессировке говорят в тех случаях, когда животных готовят для применения в хозяйственной, военной или других видах деятельности.

Формы научения

E-mailПечатьPDF

1. Классический условный рефлекс:

совокупность двух безусловных рефлексов (причино-следственная связь между двумя безусловными рефлексами). Для образования условного рефлекса необходимо совпадение во времени двух раздражителей: безусловного и индифферентного (условного). Под безусловным раздражителем понимается такое воздействие на животное, которое вызывает врожденную реакцию. Условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного раздражителя; условный раздражитель должен быть физиологически более слабым, чем безусловный; необходимо отсутствие посторонних раздражителей и мотивационного состояния.

2. Инструментальный условный рефлекс (оперантная форма научения):

вид ассоциативного научения, основанный на активной целенаправленной деятельности животного. В отличие от классического условного рефлекса И.у.р. состоит не в воспроизведении безусловной реакции, а в формировании такого действия, которое позволит достичь или избежать последующего подкрепления. При этом подкреплением является достижение биологически полезного результата. При К.у.р. подкрепление наступает независимо от того, произойдет реакция животного или нет, в случае И.у.р. вероятность подкрепления определяется активностью животного. При образовании И.у.р. основную роль играют потребность и мотивация.

3. Импринтинг (запечатление):

форма научения, характеризующаяся чувствительными периодами, необходимыми для своего проявления; быстротой усвоения информации, иногда без заметного подкрепления; длительным сохранением результата научения и выраженным влиянием его на последующее развитие. Заканчивается при половом созревании.

4. Привыкание (негативное научение):

форма научения, которая заключается в устойчивом ослаблении реакции на раздражитель вследствие его многократного предъявления, не сопровождавшегося подкреплением. Н.н не является результатом утомления или адаптации, это научение не реагировать, подавлять реакцию, которая оказывается незначимой.

5. Имитационное научение (подражание):

форма научения у животных в условиях общения, когда одно животное следует примеру другого, причем доминантного.

6. Доминантное научение:

к этой форме научения относятся случаи очень быстрого образования условно-рефлекторной реакции (1-2 сочетания стимула и подкрепления на базе гипертрофированной, господствующей потребности) (например, половое поведение кобелей следующих за течной сукой).

7. Когнитивная форма научения (интеллектуальное научение):

высшая форма научения, основанная на формировании животными функциональной структуры внешней среды с последующим использованием ее закономерностей и связей для построения программ поведения. Свойственно в большей степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой. Включает в себя образное научение, элементарную рассудочную деятельность, вероятностное прогнозирование и научение в форме инсайта. При К.ф.н. происходит оценка ситуации, в которой участвуют высшие психические процессы, при этом используются как прошлый опыт, так и анализ имеющихся возможностей, и в результате формируется оптимальное решение.

8. Латентная форма научения (непроизвольное, скрытое научение):

информация, полученная в результате исследования, позднее может быть использована для организации целенаправленного поведения, например, поиска пищи. Образование причино-следственной связи между двумя индифферентными стимулами без явного подкрепления.

Способы дрессировки

E-mailПечатьPDF

Способы дрессировки - непосредственные или опосредованные воздействия на животное, которые приводят к появлению нужных дрессировщику действий или сохранению необходимых поз.

1. Способ наведения (оперантная форма научения)
дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи (лакомства) или рукой.
2. Способ наталкивания (латентная форма научения)
дрессировщик при помощи направляющих (подталкивающих) воздействий рук, поводка, не приводящих к боли или неприятным ощущениям для животного, добивается воспроизведения нужного действия.
3. Способ пассивной флексии (оперантная форма научения)
заключается в том, чтобы придать животному необходимую позу или помочь ему сделать нужное движение. В оперантной дрессировке этот способ получил название «лепки», так как дрессировщик как бы лепит ту или иную позу.
4. Способ подлавливания, отбора поведения (оперантная форма научения)
когда при естественном поведении животного положительно подкрепляются нужные и отрицательно – ненужные действия.
5. Способ усиления поведенческого признака (оперантная форма научения)
подкрепляется все более отличающийся в нужном направлении вариант поведенческого акта.
6. Способ альтернативного поведения (оперантная форма научения)
дрессировщик создает такие условия, которые допускают совершение лишь единственно возможного движения.
7. Способ сокращения поведенческого акта (оперантная форма научения)
достигается путем положительного подкрепления только одного из элементов.
8. Способ игровой (оперантная форма научения)
используется потребность в игре, когда возможность поиграть является и подкреплением.
9. Способ подражания (имитационный способ)
одновременно выступает и как метод (см. (имитационный метод научения).
10. Способ оборонительного поведения или избегания
нужного поведения добиваются при помощи болевых или неприятных воздействий, избегая которые, животные и совершают желаемое действие.
11. Способ агрессивно-оборонительного поведения
на животное оказывают воздействия такого качества и силы, избавиться от которого собака может только посредством агрессивно-оборонительного поведения.

Методы дрессировки

E-mailПечатьPDF

Методы дрессировки - совокупность теоретических и практических положений по формированию поведения животного, отражающих закономерности конкретной формы научения.

Метод классического условного рефлекса

- имеет базой классическую условно-рефлекторную форму научения. Заключается в воспроизведении безусловной реакции.

Оперантный метод дрессировки

- основывается на оперантном научении и образовании инструментальных условных рефлексов. Заключается в формировании такого действия, которое позволит достичь или избежать последующего подкрепления.
В качестве положительного подкрепления обычно используют ласку, лакомство, игру и похвалу. Метод положительного подкрепления был предложен Б.Ф Скиннером в 1963 году.

При оперантном методе дрессировки пользуются:

 способом наведения;

  • способом наведения;
  • способом пассивной флексии;
  • способом подлавливания, отбора поведения;
  • способом усиления поведенческого признака;
  • способом альтернативного поведения;
  • способом сокращения поведенческого акта;
  • способом игровым;
  • способом оборонительного поведения или избегания.

 Имитационный метод дрессировки

 - заключается в подражании одного животного другому, причем доминантного.

К имитационному методу дрессировки относятся:

- импринтинг - запечатление - происходит в раннем (щенячьем) возрасте, заканчивается при половом созревании; характеризуется быстротой усвоения информации, иногда без заметного подкрепления;
- привыкание - заключается в устойчивом ослаблении реакции на раздражитель вследствие его многократного предъявления, не сопровождавшегося подкреплением.

Эмоции в дрессировке

E-mailПечатьPDF

Роль эмоций в дрессировочном процессе

Получение положительных эмоций является одной из ведущих потребностей и поэтому эмоции играют ключевую роль в организации целенаправленного поведенческого акта. В процессе исторического развития у животных сформировалосьбиологическое влечение к положительным эмоциональным ощущениям, оцениваемым как чувство удовольствия, иполучаемое подкрепление для животного всегда эмоционально окрашено.
Подкрепляющая функция эмоций реализуется в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции быстрее и надолго запечатлеваются в памяти, а условнорефлекторные реакции, не сопровождающиеся положительными эмоциями, вырабатываются с трудом.  
Среди других видов памяти, особо следует выделить эмоциональную память, характеризующуюся сохранением и воспроизведением пережитого ранее эмоционального состояния. Эмоциональная память, в отличие от условнорефлекторной, формируется очень быстро и часто с первого раза, и носит непроизвольный характер запоминания и воспроизведения.

В.Л. Дуров
Считается признанным мнение, что удовлетворение любой потребности связано с появлением положительного эмоционального состояния.
У собак оказалось возможным выработать условный инструментальный рефлекс, используя в качестве подкрепления поглаживание животного, то есть приятное эмоциональное состояние.

Потребности животного

E-mailПечатьPDF
Потребность - состояние животного, вызываемое недостатком и необходимостью в чем-либо (веществах, продуктах, существах, ситуациях или информации), необходимых для его существования и развития, являющиеся причиной активности (поведения). Для того, чтобы вызвать изменение поведения или само поведение, потребность должна достигнуть определенного уровня, стать доминирующей среди других потребностей. Одну и ту же потребность можно использовать для отработки нескольких форм поведения. Различают три группы потребностей, которые находят свое выражение в соответствующих формах врожденного поведения.
1. Витальные (потребности жизнеобеспечения)
- оборонительная потребность, потребность самосохранения;
- пищевая потребность;
- потребность в сне;
- потребность в двигательной активности;
- потребность положительных ощущений
2. Зоосоциальные
обеспечивают сосуществование животных с другими животными и способствуют не только сохранению индивидуума, но и сохранению вида.
- половые потребности;
- родительские потребности;
- территориальные потребности;
- потребность в группе (социальная потребность);
- потребность в формировании групповых и иерархических взаимоотношений.
3. Саморазвития
ориентированны на будущее. Их значение заключается в подготовке организма к возможным условиям существования.
- потребность в свободе (потребность в преодолении);
- потребность имитационная (подражательная);
- потребность в игре;
- потребность в новой информации.

Мотивация

E-mailПечатьPDF
Мотивация - побуждение, основанное на какой-либо потребности, определяющее активность организма и ее направленность. Мотивация является причиной целевого поведенческого акта животного.
Только при наличии или возможности удовлетворения какой-либо мотивации в дрессировочном процессе, научение приобретает смысловое значение для собаки, делая его биологически важным.

Мотивация классифицируется по видам потребностей:

 - пищевая (потребность в еде)
- социальная (потребность в ласке, положительных эмоциях, стае),
- оборонительная и т.д.
Необходимая для данной задачи дрессировки мотивация создается усилением соответствующей потребности, например, при помощи депривации (то есть лишения). Допустим, Вы хотите усилить потребность собаки в еде, тогда пропустите несколько кормёжек и используйте эту потребность для дрессировки, поощряя собаку в процессе обучения лакомством.

Для осуществления дрессировочного процесса у животного:

- создается нужная мотивация;
- предлагается алгоритм ее удовлетворения;
- создаются условия альтернативного выполнения именно этого поведения;
- вводится стимульный контроль (команда).

Результат дрессировки

E-mailПечатьPDF

Результатом дрессировки должно стать не только формальное умение собаки выполнять простые команды по ее собственному желанию. Результатом должно стать понимание человеком собаки, понимание ее поведения, причин и мотивов тех или иных ее действий. Укрепляя, изменяя, формируя мотивы поведения собаки мы можем управлять ее действиями, формировать необходимые нам и устранять нежелательные навыки, корректировать поведение в нужную нам сторону.

Во время дрессировки формируется взаимопонятный язык общения между собакой и человеком. Хозяин получает возможность на понятном собаке языке объяснить ей все свои требования, а собака это может понять и выполнить. Все наши получасовые монологи на тему «Как тебе не стыдно» собаке не понятны в принципе и никакого воспитательного и дрессировочного значения не имеют. Поведение собаки не меняется.

И, наконец, самый важный результат дрессировки есть установление правильных иерархических отношений. Собака обучается только тогда, когда ее дрессирует человек, которого она признает вожаком. У нее в генах записано: слушаться вожака. Это условие послушания собаки. Собака должна точно знать, кто кого дрессирует. Несоблюдение этого правила является наиболее частой ошибкой начинающих собаководов.

После года собаки взрослеют и стараются самоутвердиться, занять лидирующее положение как в семье, так и среди себе подобных. И часто уже выдрессированная собака просто выходит из повиновения. Хозяин должен быть безусловным вожаком. Иначе собака может стать просто опасна для семьи или всех окружающих. Более серьезно эта проблема стоит в городе. В период становления характера - обычно он заканчивается к 3 годам - очень важно дать понять собаке, какое иерархическое место она занимает в своей стае и все попытки ее подчинить себе членов семьи надо пресекать. Но также важно не вызвать озлобление в этот период. Самое главное быть последовательным в своих требованиях.

10 Грубых Ошибок, Которые Делают Хозяева Собак И Как Их Избежать

Автор: С. Павлова

WWW.KOMNE.COM 20102

1. Даете команду разными, пусть даже созвучными,

словами.

Это они для вас созвучны и понятны. А для собаки слова «Сидеть!»,

«Садись!», «Присядь!», «Сядь» и проч. – это разные слова, совсем не

понятные для собачьей логики. Ну, попробуйте представить, что с вами

говорит иностранец, и пытается сказать вам на чужом для вас языке

много разных слов. Как вы должны его понять? Ну, конечно, если вы знаете, хоть одно слово из этого набора, вы услышите и поймете его. Но остальные, даже если они похожи по смыслу и созвучны – останутся для вас загадкой. Для собаки то же самое. Вы можете говорить ей бесконечные тирады, но для нее это будет все равно, что звук инопланетного радио. Собака поймет только звук команды, которой обучена и которую знает. 

2. Небрежное обращаетесь с собакой.

Некоторые хозяева считают, что собака не заметит, если наступить

случайно ей на лапу, грубо оттолкнуть, замахнуться поводком, крикнуть

и проч. Заметит. И запомнит. И будет бояться. В результате – потеряете

доверие собаки, контакт с ней, а получите трусливое животное, которое

будет из страха выполнять команды, а не потому что хочет понять и

быть другом. Такое животное из-за страха выполнит не только вашу

команду, но и любого человека, которого испугается. 

3. Вы не знаете, что хотите от собаки.

Поэтому даете команду сбивчиво, нерешительно, иногда произносите

несколько команд сразу вместе. Это для собаки вообще не понятно. Она

не понимает, что должна делать, когда слышит, например: «Фу! Иди

сядь туда!».

Это все равно, что сказать вам приятного аппетита на иностранном

языке, когда вы ложитесь в постель. Вы может и поймете что-то, но

поймете только то, что в этот момент придет вам в голову само. Вы не

сможете ответить на эту фразу, потому, что не будете знать .что вам

сказали. Для собаки – то же самое.  Собаке не понятно, когда вы

говорите что-то невнятно, сбивчиво, не четко.

Вот, например, как не надо: «ой, нельзя, не бери это. Иди к себе на

место!». А вот как надо: «Нельзя! Место!».

4. Вы часто даете команду собаке и не дожидаетесь,

пока она ее исполнит.

Это не верно. Если вы дали команду «Фу!» - собака должна прекратить

действие, которое вы ей запретили. Для этого вы должны дать команду

именно в тот момент, когда собака производит запрещенное действие.

Правильно – дать команду вовремя, а затем похвалить вовремя за то,

что собака выполнила команду. Здесь, вы дали команду «Фу!», собака

прекратила действие – похвалите. Так собака поймет, что сделала

правильно.

5. Вы зовете собаку, чтобы наказать, отругать или

сделать неприятно.

Ну, например, вы зовете собаку во время, когда она весело играет с

мячом, а вместо того, чтобы похвалить ее за то, что она бросила все и

подошла к вам, накидываете ошейник, берете на поводок и ведете

домой. Или, например, зовете собаку, она подходит, а вы без всякого

приветствия, не говоря уж о похвале, начинаете стричь ей ногти или

чистить уши, зубы и проч. Стоит ли удивляться, что собака подумает в

следующий раз – подходить или нет к вам. Возьмите за правило – похвалить, поприветствовать собаку, когда она подходит к вам по команде. Вы можете весело погладить ее, предложите ей поиграть, например, бросьте мячик, а можно дать ей вкусный кусочек чего-то (чередуйте, чтобы собака не знала, что будет в этот раз, просто похвала, игра или что-то вкусное).

Во время прогулок подзывайте собаку, награждайте, а затем отпускайте

со словами «Иди, играй!». В этом случае для собаки команда «ко мне!»

не будет ассоциироваться с тем, что веселье подходит к концу.

Помните, момент доверия и любви между вами и собакой – самое

дорогое, что можно приобрести.

6. Кричите, ругаетесь и чего доброго тычете носом

щенка в лужи и кучи, которые неизбежно будут

появляться в доме в первые месяцы жизни собаки.

Такая реакция – не правильная. Вы только запугаете собаку и научите

его скрывать следы. А это значит, что он будет пить мочу и есть свои

экскременты, потому что будет бояться вашей реакции.

Никогда не наказывайте щенка за то, что он сходил в туалет в

неположенном месте. Щенок маленький и просто не знает где, что и как

нужно делать. Он ведь совсем недавно родился на свет. Вместо того, 4

чтобы кричать, после сна, игры и еды отведите щенка в положенное

место или на улицу, и дождитесь, пока он сходит в туалет. Как только

свершится – похвалите, как только сможете! Так щенок поймет, что

сделал что-то правильно. Если вы повторите так несколько раз –

постепенно у щенка закрепится правильное поведение, и он будет

делать то, за что получает похвалу. Он будет делать то, что ему

приятно!

7. Вы не хотите, чтобы собака выпрашивала кусочки со

стола, но при этом вы или член вашей семьи иногда

даете ей кусочки под столом.

Это ошибка. Если это произошло больше, чем один раз, собака будет

ждать и клянчить. Собака не понимает, что нельзя просить еду со стола,

если на ее вопрос отзываются и ей дают что-то со стола. Не ругайте

собаку. Это только ваша вина. Запретите всем домашним и себе давать

собаке со стола еду. Когда вы едите, собака не должна получать с

вашего стола абсолютно ничего.

8. Вы воспринимаете собаку, как человека, который

понимает речь.

Дрессировка щенка – дело не простое. Ни для вас, ни для собаки. Когда

дрессировщик очеловечивает собаку, он может вместо четкой команды

«Ко мне!» сказать «Иди сюда!» и т.д. Забыть о том, что перед вами

существо с совершенно иной нервной системой, да еще и совсем ничего

не понимающее – ошибка. Собака не поймет слов, не поймет уговоров и

угроз. Можно бесконечно долго кричать, или уговаривать, или угрожать

собаке, а можно дать команду и когда собака ее выполнит, - наградить

ее кусочком или весело похвалить. Так животное поймет, что нужно

делать. На человеческом языке это называется – выработать условный

рефлекс.

9. Вам не хватает терпения, отчаиваетесь и бросаете

тренировку.

Научить можно абсолютно любую собаку, для кого-то нужно больше

времени, для кого-то меньше. Но всегда, если собака не понимает то,

что вы от нее хотите – это ваша вина. Найдите способ объяснить по-другому и всегда закрепите правильное поведение – крокетом, похвалой или игрой. Дайте понять собаке, что она сделала правильно. После того, как собака поняла, что от нее хотят, надо закрепить команду, а это значит повторение. 5

Дрессировка щенка – это время, терпение и последовательность.

Наберитесь терпения, узнайте, как правильно дрессировать собаку, как

объяснять собаке то, что вы хотите, составьте план обучения и у вас все

получится.

10.Вы поощряете неправильное поведение.

Например, ваша собака прыгает на вас, когда вы приходите домой. Вы в

ответ радостно зовете ее по имени, гладите и приветствуете ее. На

собачьем языке это значит, что вам нравится ее поведение и собака в

следующий раз будет также прыгать на вас.

Или, например, во время грозы собака пугается и забивается в угол или

под диван. Вы подходите к ней, начинаете ее жалеть, говорить

сочувствующим тоном. Ваше поведение может вызвать у собаки фобии,

страх перед громкими звуками, но в любом случае ничего хорошего

такое ваше поведение не даст. Собака поймет, что бояться – хорошо.

Когда вы поймете, как действует логика собаки – вы станете настоящими

друзьями с вашим питомцем.

Более подробная информация о содержании и дрессировке собак – на

сайте www.komne.com